Яндекс – наше “всё”

Компания "Яндекс", недавно успешно разместившая часть своих акций на бирже NASDAQ в Нью-Йорке, раскрыла условия, на которых государственный Сбербанк владеет ее "золотой акцией". Выяснилось, что бумага, проданная в 2009г. за символический 1 евро, фактически ставит всю деятельность компании-владельца популярного поискового портала в зависимость от российских властей.

Благодаря "золотой акции" Сбербанк может блокировать продажу Yandex своих ключевых активов, в частности российской компании "Яндекс", а также поправки в устав, изменяющие права владельца "золотой акции". Кроме того, Сбербанк имеет полномочия по контролю над крупнейшими акционерами Yandex, пишет CNews со ссылкой на материалы компании.

Начиная с августа 2009г. любой акционер, скупивший более 25% от уставного капитала или голосов компании, обязан через совет директоров запросить у Сбербанка разрешение на владение такой долей. В случае отрицательного ответа совет директоров принимает решение о продаже доли акций, превышающей 25%, одному или нескольким инвесторам по рыночной цене либо на фондовой бирже.

При этом сам Сбербанк не вправе самостоятельно кому-либо передавать "золотую акцию", либо закладывать ее. В случае же, если Центробанк или российское правительство перестают контролировать Сбербанк (сейчас Центробанк РФ владеет 57,6% акций Сбербанка), совет директоров Yandex изымет у него "золотую акцию" и передаст ее другой подконтрольной правительству структуре, не связанной с конкурентами "Яндекса".

CNews напоминает, что если Yandex путем выдачи "золотой акции" Сбербанку РФ достиг неформальной договоренности с властями об отсутствии ограничений на иностранные инвестиции, то другая российская интернет-компания — Mail.ru Group — решила самостоятельно их ввести. Устав компании запрещает какому-либо не российскому акционеру распоряжаться более чем 35% голосов (этого предела уже достиг южноафриканский холдинг Naspers), а в совокупности акционеры, не являющиеся россиянами, не могут распоряжаться более чем 45% голосов.

Основанный в 1997г. "Яндекс" на данный момент является седьмой по величине поисковой системой в мире. В 2010г. доля "Яндекса" в поисковых запросах в Рунете впервые за четыре года превысила 60%. 19 мая 2010г. компания запустила англоязычную версию своей поисковой системы на домене yandex.com и таким образом вышла на международный уровень. Чистая прибыль "Яндекса" за 2010г. составила 134,3 млн долл., выручка — 439,7 млн долл.

Источник: rbc.ru