О священниках и иномарках

Приходский священник чем-то напоминает участкового врача. Затурканный и усталый, он бегает с места на место, то причащая больного, то отпевая умершего, то крестя новорождённого. Для жены его появление дома – целое событие, поэтому её ворчание является вполне закономерным. Быт засасывает, сил и времени на все дела катастрофически не хватает. И ремёсла значимы, как у доктора, так и у священника. Крайне значимы, но не эффектны. На звёзд футбола или хит-парадов, конечно, не тянут. Но чьё-то не в меру богатое воображение повадилось описывать священников не иначе, как сидящими в дорогих «Мерседесах». Неприятно, Бог свидетель. Кто из нас видел участкового врача, разъезжающего на иномарке? Встречаются, разумеется, доктора, которые могут позволить себе шикарное авто, но это определённо не районный терапевт и не сельский медик. Как-то не хочется мазать одним миром всех лекарей, несмотря на то, что существует «чёрная трансплантология» и практика изменения пола. Всё-таки лечат, возвращают к жизни, проводят операции и консультации. И в большинстве своём живут скромно. А батюшкам кости перемывать особого труда не составляет. Почему?

Думается, причина в том, что дорожка к врачам протоптана намного лучше, ведь современные люди немощны телом и частенько хворают. А служитель церкви у них ассоциируется с отцом Фёдором из «12-ти стульев» Ильфа и Петрова. Оттого умеренный образ жизни большинства священников, ездящих на троллейбусах и маршрутках, представляется нашим обывателям диковинным.

Хотя, в принципе, какое имеет значение, на чём покрывает городские расстояния доктор, к которому ты пришёл на приём? Да пусть добирается на работу хоть на самокате, хоть на «роллс-ройсе» — лишь бы помог избавиться от мучений. Тут всё ясно, потому что со своей болью и тревогой за жизнь родных в той или иной степени знаком каждый человек. А вот с хворью своей души, со своим протухшим нутром знакомы явно не все. И этим людям постоянно хочется отыскать зло за границами самого себя. Для таких, не подозревающих о том, что лихо обосновалось в них самих, известный исполнитель пел: «Не губите мух! Очаг инфекции – в тебе!»

Горько за священников, и в целом – досадно. Ведь в народном сознании не осталось профессий, на которые можно смотреть с неким восторгом. Космонавты, геологи, милиционеры, учёные, учителя, медики… От этих специальностей когда-то веяло подвигом, немалой пользой и уважением. Кто такой горняк? Это отважный человек, работающий глубоко под землёй для того, чтобы в наших квартирах было тепло. Кто такой педагог? Это добродушный и умный человек, дающий нам ключи от дверей, ведущих в огромный мир. Можно долго продолжать. А сейчас? Кто такой горняк? Это неудачник, который за гроши спускается под землю, готовый хоть завтра оттуда сбежать, да некуда. Кто такой педагог? Это горемыка, считающий копейки и вымещающий на детях свой позор. Кем видится милиционер? Бандитом в форме. А политик? Тем же бандитом, но уже в костюме с иголочки. И так далее, и тому подобное. Старших не уважают, потому что они жили во времена тотального контроля. Нынешнее поколение не уважают, потому что им всюду чудятся воры и мошенники. Любопытно, как при таком образе мыслей развить в детях уважение к самим себе, если никто ничьих идей не ценит? Подобная модель, с детства впрыснутая в спинной мозг и проникшая в кровь, помогает в нужное время отправить старушку мать в дом престарелых.

Вот вам и первый урок. Мораль для тех, кому нравится критиковать всех, кроме себя любимого. Назидание тем, которые молятся банковскому счёту. Пока есть возможность, вкладывайте инвестиции в дома милосердия, ведь не исключено, что свой век вы будете доживать именно там. Но есть ещё один вариант – измените свои взгляды на жизнь.

Вечерело. Возле забора одного монастыря сидел монах, наблюдая за тем, как через плетень перемахнул один из послушников, направившись в ближайшее село. «Это прелюбодей отправился на поиски легкодоступных женщин», — подумал он. То же самое увидел другой монах. «Это кто-то из наших – воришка, ищущий, чем поживиться», — рассудил этот. А третий решил: «Это кто-то украдкой пошёл неимущим милостыню раздавать». Почему на один и тот же пейзаж такие разные отзывы? Потому что каждый судит по себе.

Развратник всех вокруг считает бабниками. Вору везде мерещатся жулики, грабители и карманники. Для человека с чистым сердцем все люди угождают Господу. Попробуем и мы заглянуть в себя. Нехорошо, когда во всех окружающих мы подозреваем нечистых на руку. Отсюда следует, что и мы не прочь умыкнуть то, что плохо лежит. Если в наших глазах все «ходят налево», не факт, что за нами не водится ничего подобного. И, допусти нас сегодня к высшим эшелонам власти, ох и поразим же мы общество своим «благородством».

В неком городе под Новый год центральную улицу украсили разноцветными гирляндами. Зрелище было очень красивое. Двое мужчин, встретившихся на станции метро, завели интересный разговор.

— Вспомни, каким тоскливым был город прошлым Рождеством. Вместо гирлянд были только огоньки сигарет да редкие ночные фонари.

— Так ведь наши депутаты о людях не думают, только миллионами карманы набивают!

— Зато сейчас, слава Богу, по сторонам любо-дорого посмотреть.

— Конечно, они же столько наворовали, что теперь могут весь город лампочками обвешать!

Парню, ставшему невольным свидетелем этого разговора, стало одновременно и забавно, и печально, и скучно.

Комментарии, как говорится, излишни. Если в голове зияет дыра, то её уже не заделаешь ни толковыми законами, ни гостинцами, ни деньгами. Если же душу подпортила тля, и «жаба» выпила из неё весь праздник, то помести туда хоть все блага земли – душа останется бледной от голода.

«Вот, душа надменная не успокоится, а праведный своею верою жив будет» (Авв. 2:4)

На основе очерков Андрея Ткачева